Программы описывают поведение реальных или модельных объектов. Объекты характеризуются рядом параметров. Некоторые из них меняются во время работы программы, они описываются переменными. Другие характеристики постоянны, их можно описать постоянной.
Если в программе явно фигурируют значения const-характеристик, это плохо по 2 причинам:
1. Такая программа не является наглядной. За числовым значением не видно, какая характеристика имеется в виду: масса, скорость и т.д.
2. Программу трудно переделывать. Если требуется произвести настройку на другие значения const-характеристик, придётся модифицировать многие места программы.
В Pascal const-ты можно наделять именами. Эти имена разрешается употреблять везде, где может стоять соответствующее значение.
Инструкция задания имён постоянных записывается так:
const < имя 1 > = < значение 1 >;...
< имя n > = < значение n >;
Задача 1.
Составьте программу определения скорости падения и времени с высоты h.
1. PROGRAM teacher1;
2. CONST g = 9.81;
3. VAR h,t,v: REAL;
4. BEGIN
5. WRITE(’Введите h: ’);
6. READLN(h);
7. t:= sqrt(2*h/g);
8. v:= sqrt(2*g*h);
9. WRITELN(’Время = ’,t,’ Скорость = ’,v)
10. END.
Задача 2.
Составьте программу нахождения длины окружности радиуса r.
1. PROGRAM OOO;
2. CONST pi=3.14;
3. VAR c, r: REAL;
4. BEGIN
5. WRITE(’Введите значение радиуса’);
6. READLN(r);
7. c:= 2*pi*r;
8. WRITELN(’Длина окружности равна’,c)
9. END.
Задача 3.
Запишите в операторе комментариев, что означает каждый оператор программы, если будет введено с клавиатуры число 35.7. Что будет на экране после выполнения программы?
1. PROGRAM INTRL; {заголовок программы}
2. VAR М, N, L: INTEGER; {объявление переменных}
3. X : REAL;
4. BEGIN {начало описание алгоритма}
5. READ(X); {ввод числа с клавиатуры}
6. M := ROUND(X); (* округление переменной X *)
7. N := M DIV 8; {найти целое от деления числа M на 8}
8. L:=SQRT(M); {найти корень квадратный из числа M}
9. WRITELN( ' X= ' , X, ' M= ' , M , ' N= ' , N, ' L= ' , L); {вывод на экран монитора}
10. END.
В результате программы будет выведено: X=35.7 M=36 N=4 L=6
Проверьте себя:
1. Запишите в операторе комментариев, что означает каждый оператор программы, если будет введено с клавиатуры число 14.7. Что будет на экране после выполнения программы?
1. PROGRAM INTRЕAL;
2. CONST Y= 5.7;
3. VAR A, B, C: INTEGER;
4. X, Y : REAL;
5. BEGIN
6. READ(X);
7. A := INT(X);
8. B := ROUND(Y);
9. C := B - A;
10. WRITELN( ' X= ' , X, ' A= ' , A , ' B= ' , B, ' C= ' , C);
11. END .