I. Определение констант.

Программы описывают поведение реальных или модельных объектов. Объекты характеризуются рядом параметров. Некоторые из них меняются во время работы программы, они описываются переменными. Другие характеристики постоянны, их можно описать постоянной.

Если в программе явно фигурируют значения const-характеристик, это плохо по 2 причинам:
1. Такая программа не является наглядной. За числовым значением не видно, какая характеристика имеется в виду: масса, скорость и т.д.
2. Программу трудно переделывать. Если требуется произвести настройку на другие значения const-характеристик, придётся модифицировать многие места программы.

В Pascal const-ты можно наделять именами. Эти имена разрешается употреблять везде, где может стоять соответствующее значение.

Инструкция задания имён постоянных записывается так:
const < имя 1 > = < значение 1 >;...
< имя n > = < значение n >;

II. Решение задач.

Задача 1.
Составьте программу определения скорости падения и времени с высоты h.

1. PROGRAM teacher1;
2.  CONST g = 9.81;
3.  VAR h,t,v: REAL;
4. BEGIN
5.   WRITE(’Введите h: ’);
6.   READLN(h);
7.   t:= sqrt(2*h/g);
8.   v:= sqrt(2*g*h);
9.   WRITELN(’Время = ’,t,’ Скорость = ’,v)
10. END.

Задача 2.
Составьте программу нахождения длины окружности радиуса r.

1. PROGRAM OOO;
2.   CONST pi=3.14;
3.   VAR c, r: REAL;
4. BEGIN
5.   WRITE(’Введите значение радиуса’);
6.   READLN(r);
7.   c:= 2*pi*r;
8.   WRITELN(’Длина окружности равна’,c)
9. END.

Задача 3.
Запишите в операторе комментариев, что означает каждый оператор программы, если будет введено с клавиатуры число 35.7. Что будет на экране после выполнения программы?

1. PROGRAM INTRL;        {заголовок программы}
2.   VAR М, N, L: INTEGER;        {объявление переменных}
3.       X : REAL;
4. BEGIN        {начало описание алгоритма}
5.   READ(X);       {ввод числа с клавиатуры}
6.   M := ROUND(X);       (* округление переменной X *)
7.   N := M DIV 8;       {найти целое от деления числа M на 8}
8.   L:=SQRT(M);        {найти корень квадратный из числа M}
9.   WRITELN( ' X= ' , X, ' M= ' , M , ' N= ' , N, ' L= ' , L);       {вывод на экран монитора}
10. END.

В результате программы будет выведено: X=35.7 M=36 N=4 L=6

Проверьте себя:
1. Запишите в операторе комментариев, что означает каждый оператор программы, если будет введено с клавиатуры число 14.7. Что будет на экране после выполнения программы?

1. PROGRAM INTRЕAL;
2.   CONST Y= 5.7;
3.   VAR A, B, C: INTEGER;
4.       X, Y : REAL;
5. BEGIN
6.   READ(X);
7.   A := INT(X);
8.   B := ROUND(Y);
9.   C := B - A;
10.  WRITELN( ' X= ' , X, ' A= ' , A , ' B= ' , B, ' C= ' , C);
11. END .