I. Строение программы.

Program Hello;     {заголовок}
label;     {раздел описаний меток}
const;     {констант}
var;     {переменных}
begin      {начало прогр-мы}
раздел операторов     {тело программы}
end.     {конец программы}

1. PROGRAM Hello1;
2.   VAR A,B,C: INTEGER;
3. BEGIN
4.   А:= 1;
5.   В:= 2;
6.   С:= А+В;
7.   WRITELN(C)
8. END.

Пронумеруем строки, чтобы удобнее было на неё ссылаться. Владеющие английским языком, прочитав программу, без сомнения, встретят знакомые слова.

Слово, стоящее за оператором PROGRAM, является именем программы.

В имени программы использованы латинские буквы.

Необходимо запомнить слова, которые нельзя использовать в качестве имени программы, имени переменных. Это: AND ARRAY BEGIN CASE CONST DIV DO DOWNTO ELSE END FILE FOR FUNCTION GOTO IF IN LABEL MOD NIL NOT OF OR PACKED PROCEDURE PROGRAM RECORD REPEAT SET THEN TO TYPE UNTIL VAR WHILE WITH.

Каждая строка (кроме исключений) заканчивается ";", этим знаком мы указываем, что инструкция закончена, и что далее следует новая.

Описание переменных. Вторая строка вызывает уже вопросы. Термин VAR - сокращение слова переменная (VARIABLE). Под переменной мы будем понимать ячейку, куда ЭВМ будет записывать данные. Однако для того, чтобы можно снова найти эти данные, на каждой ячейке должно стоять имя.

В нашей программе использовалось 3 ячейки. Они имеют соответственно имена A, B и C. Можно использовать и другие имена.

Мы уже знаем 2 типа переменных: целые и вещественные. Переменным различных типов выделяются ячейки памяти различной длины и структуры.

Поэтому, в начале программы следует сообщить информацию о том, каким переменным должна быть выделена память, а так же указать их тип, чтобы ЭВМ "знала" сколько нужно выделить ячеек для переменных, закрепила за каждой переменной свою ячейку, определенных размеров. Это делается в разделе переменных VAR:
VAR - переменные
REAL - вещественные
INTEGER - целые

Имена переменных отделяются друг от друга запятыми, а от указателя типа - двоеточием. В конце предложения ставится точка с запятой.
VAR X, Y: REAL;
I, K: INTEGER;

Все переменные, используемые в программе, должны быть описаны. Каждая переменная описывается только один раз.

Проверь себя.
1.
Постройте раздел переменных программы, в котором описываются:
A,B - вещественные,
I,Y - целые.

2. Укажите ошибки, допущенные в разделе переменных:
1. VAR A, B, C, D: REAL;
2. VAR A, B; C, D, E: REAL;
       C,I, J, K: INTEGER;
3. VAR A, B, C REAL;
4. VAR A B C D: REAL;
5. VAR J, I, MAX: INTEGER;
       A, MAX, MIN: REAL;

Порядок расположения имен в списке переменных не играет роли, однако лучше описать вначале переменные целого типа, затем вещественного, упорядочивая имена в списке по алфавиту.

Подсказка:
Следует помнить, что программы читаются не только ЭВМ, но и людьми.

Комментарий. Для улучшения наглядности программа снабжается комментариями.

Комментарий - это текст, заключенный между сочетаниями символов (* и *), либо { и }. ЭВМ не читает текст комментария и не умеет распознавать ошибки, содержащиеся в алгоритме.

В случае, когда алгоритмический процесс безвозвратно обрывается, говорят о неприменимости заданного алгоритма.

Проверьте себя.
1.
Составьте программы вычисления переменной у. Запишите комментарий к каждой строке программы.
а) y=((x-3)*(x+3)+8) при x=10;
б) y=((t+1)+3*(t+1)) при t=4;

2. Что напечатает ЭВМ в результате выполнения последовательности операторов?
1. N:= 5;
   WRITE('N равно',N)
2. А:= А+В;
   WRITE('список=',А+В)