I. Оператор присваивания.

ЭВМ - исполнитель приказов человека, записанных по определенным правилам языка программирования. Нарушение этих правил может привести к тому, что ЭВМ не воспримет приказы, в результате чего требуемые действия не будут выполнены.

Приказ - это побуждение к некоторому действию. В языке программирования приказы принято называть операторами. Приказ присвоить значение называется оператором присваивания.
A присвоить значение 3.18     { A:=3.18 }

Оператор присваивания определяет такие действия:
1. Вычислить значение выражения, записанного справа от знака присваивания.
2. Вычисленное значение запомнить как значение переменной, находящейся в левой части оператора присваивания.
Например: y:=1; x:=2*4;

Одним из важных свойств ЭВМ является умение не только считать, но и запоминать. ЭВМ имеет память, которая поделена на отдельные ячейки (блоки), участки. Запомнить значение переменной – это, значит, занести его в ячейку памяти с тем, чтобы потом в случае необходимости им можно было воспользоваться.
Например: A:=10; B:=5; C:=A*A+B*B

Опишем процесс её выполнения. В результате выполнения оператора A:=10 в ячейку памяти, отведённую переменной A, будет записано число 10; B:=5 в ячейку памяти, отведённую переменной B, будет записано число 5.

Чтобы вычислить значение выражения A*A+B*B, вместо переменных A и B подставляются их значения, которые хранятся в ячейках памяти, отведённых этим переменным. Значение 10*10+5*5 равное 125 будет записано в ячейку памяти, отведённую переменной C.

Проверьте себя.
1. Объясните результат последовательного выполнения операторов:

а)   PI:=3.14;   R:=5;   C:=2*PI*R
б)   A:=5;   B:=A*A-2*A;   A:=(B+2)*(B-3)

Значения переменных могут меняться в ходе выполнения операторов. Правило выполнения операторов гласит: "Каким бы ни было значение переменной в левой части, оно должно быть заменено вновь вычисленным значением выражения в правой части".

2. Найдите ошибки в каждом из следующих операторов присваивания:

а) X=I+4   г) -V:=A+B
б) X:=2,76+A   д) X:=A/-B
в) 3X:=L   е) 1:=1

3. Запишите на Паскале:
а) используя 2 ячейки памяти и 9 арифметических операций;
б) используя 3 ячейки памяти и 5 арифметических операций;
Y=(AxA+2A+0,59)x(AxA+2A-0,25) при A=1,27
Решение:
а) A:=1.27; Y:=(A*A+2*A+0.59)*(A*A+2*A-0.25)
б) Преобразуем выражение: пусть AxA+2xA=B, Y:=(B+0,59)x(B-0,25)
     Тогда: A:=1.27; B:=A*(A+2); Y:=(B+0.59)*(B-0.25)

II. Переменные

Переменная - объект, которому дано имя и который может принимать различные значения.

Каждая переменная имеет две характеристики: имя и значение.

Имя - конечная последовательность латинских букв, цифр и знака подчеркивания, не начинающаяся с цифры.

Кроме букв и цифр, в состав имени не могут входить никакие другие символы.
Например: а) x3; jjj; r_87; zadacha - имена
б) A.A - не является именем, так как в её состав входит точка;
magazin 1 – содержит пробел;
5xyz – начинается с цифры.

Проверьте себя.
1. Какие из следующих записей являются именами переменной:

а) .x5   г) x$3   ж) 0x
б) A1B2   д) 9_MAK   з) OX
в) ВЕСД   е) A*a1   и) x+3

2. Запишите все допустимые 3-х символьные имена, которые можно построить из символов A, B и 1. Из них же постройте 2-х символьные записи, которые не являются именами.

(Вспомни: Какой первый способ мы изучили?)