ЭВМ - исполнитель приказов человека, записанных по определенным правилам языка программирования. Нарушение этих правил может привести к тому, что ЭВМ не воспримет приказы, в результате чего требуемые действия не будут выполнены.
Приказ - это побуждение к некоторому действию. В языке программирования приказы принято называть операторами. Приказ присвоить значение называется оператором присваивания.
A присвоить значение 3.18 { A:=3.18 }
Оператор присваивания определяет такие действия:
1. Вычислить значение выражения, записанного справа от знака присваивания.
2. Вычисленное значение запомнить как значение переменной, находящейся в левой части оператора присваивания.
Например: y:=1; x:=2*4;
Одним из важных свойств ЭВМ является умение не только считать, но и запоминать. ЭВМ имеет память, которая поделена на отдельные ячейки (блоки), участки. Запомнить значение переменной – это, значит, занести его в ячейку памяти с тем, чтобы потом в случае необходимости им можно было воспользоваться.
Например: A:=10; B:=5; C:=A*A+B*B
Опишем процесс её выполнения. В результате выполнения оператора A:=10 в ячейку памяти, отведённую переменной A, будет записано число 10; B:=5 в ячейку памяти, отведённую переменной B, будет записано число 5.
Чтобы вычислить значение выражения A*A+B*B, вместо переменных A и B подставляются их значения, которые хранятся в ячейках памяти, отведённых этим переменным. Значение 10*10+5*5 равное 125 будет записано в ячейку памяти, отведённую переменной C.
Проверьте себя.
1. Объясните результат последовательного выполнения операторов:
а) | PI:=3.14; | R:=5; | C:=2*PI*R | |||
б) | A:=5; | B:=A*A-2*A; | A:=(B+2)*(B-3) |
Значения переменных могут меняться в ходе выполнения операторов. Правило выполнения операторов гласит: "Каким бы ни было значение переменной в левой части, оно должно быть заменено вновь вычисленным значением выражения в правой части".
2. Найдите ошибки в каждом из следующих операторов присваивания:
а) X=I+4 | г) -V:=A+B | |
б) X:=2,76+A | д) X:=A/-B | |
в) 3X:=L | е) 1:=1 |
3. Запишите на Паскале:
а) используя 2 ячейки памяти и 9 арифметических операций;
б) используя 3 ячейки памяти и 5 арифметических операций;
Y=(AxA+2A+0,59)x(AxA+2A-0,25) при A=1,27
Решение:
а) A:=1.27; Y:=(A*A+2*A+0.59)*(A*A+2*A-0.25)
б) Преобразуем выражение: пусть AxA+2xA=B, Y:=(B+0,59)x(B-0,25)
Тогда: A:=1.27; B:=A*(A+2); Y:=(B+0.59)*(B-0.25)
Переменная - объект, которому дано имя и который может принимать различные значения.
Каждая переменная имеет две характеристики: имя и значение.
Имя - конечная последовательность латинских букв, цифр и знака подчеркивания, не начинающаяся с цифры.
Кроме букв и цифр, в состав имени не могут входить никакие другие
символы.
Например: а) x3; jjj; r_87; zadacha - имена
б) A.A - не является именем, так как в её состав входит точка;
magazin 1 – содержит пробел;
5xyz – начинается с цифры.
Проверьте себя.
1. Какие из следующих записей являются именами переменной:
а) .x5 | г) x$3 | ж) 0x | ||
б) A1B2 | д) 9_MAK | з) OX | ||
в) ВЕСД | е) A*a1 | и) x+3 |
2. Запишите все допустимые 3-х символьные имена, которые можно построить из символов A, B и 1. Из них же постройте 2-х символьные записи, которые не являются именами.
(Вспомни: Какой первый способ мы изучили?)